Босс моего босса: почему не стоит жаловаться на начальника вышестоящему руководителю

Почему «стучать» на своего босса — плохая идея

Обращаться к начальнику начальника — дело неблагодарное, считает Игорь Амоскин, директор по продажам компании EKF:

Скорее всего, ваш непосредственный босс и его начальник выстроили долгосрочные и доверительные отношения. Любое ваше обращение, скорее всего, спустят на непосредственного руководителя, и все вернется на круги своя. Но при этом отношения уже испортятся.
Игорь Амоскин

Начинайте решать проблемные вопросы со своим начальником, «прыганье через голову» приведет к тому, что босс затаит на вас обиду, уверена Надежда Нечаева, руководитель отдела персонала МФК «Честное слово»:

Если даже вышестоящий поможет решить проблему единожды, отношения с начальником испортите. Сама я так поступала только в случае срочной необходимости — например, чтобы согласовать какой-либо счет.

У нас не принято обращаться напрямую к генеральному директору. Хотя дверь его кабинета всегда открыта, и он готов к диалогу. Немаловажную роль здесь играет то, что руководители структурных подразделений в нашей компании — высокомотивированные и профессиональные управленцы. Они способны построить взаимоотношения в коллективе так, что все вопросы решают на их уровне и не требуют вмешательства вышестоящего начальства.
Надежда Нечаева

В каких случаях все-таки можно обратиться к вышестоящему


  • Когда непосредственный начальник отсутствует, а вопрос не терпит отлагательств.
  • Когда уверены, что руководитель совершает грубые ошибки, которые могут навредить сотрудникам или компании. При этом вы пытались решить вопрос с ним, но тот не прислушался. Например, начальник систематически грубит, нарушает технику безопасности.

Но и в этих случаях, прежде чем идти «наверх», поставьте своего руководителя в известность о намерениях и скажите, почему собираетесь это сделать. А когда придете к вышестоящему, обязательно укажите, что пытались решить вопрос на уровне непосредственного начальника, и почему у вас это не получилось.

Я считаю, что это диалог с топом имеет смысл в ситуации, когда сотрудник видит, что дальнейшие действия или бездействия непосредственного руководителя могут поставить под угрозу реализацию проекта.
Игорь Амоскин

Если в команде есть HR, и он занимается не только подбором и оформлением, но и адаптацией сотрудников, командными процессами — лучше сначала обратитесь к нему. Если и там не найдете помощи, то можно и задуматься о походе к высшему руководству.

«Хотел вырасти в должности, а в итоге ушел из компании»

В моей практике нет ни одного успешного кейса решения проблемы «через голову». В большинстве случаев это был конфликт подчиненного с руководителем, который был направлен не на то, чтобы решить задачи компании, а чтобы удовлетворить личные амбиции, выместить обиду.
Игорь Амоскин

В одном из случаев ко мне обратился сотрудник, подчиняющийся руководителю ниже меня рангом. Специалист подозревал своего начальника в предвзятом к нему отношении. Он считал, что руководитель не дает ему расти по карьерной лестнице. У сотрудника действительно были неплохие задатки, он проявлял активность и амбициозность, успешно работал. Мы с ним обсудили возможности, которые тот видит для своего развития и оказалось, что все они выходят за границы его сегодняшних компетенций. Я ему указал на это и предложил восполнить пробелы — пройти дополнительное обучение или поучаствовать в кросс-функциональных проектах.

Также я попросил своего подчиненного тет-а-тет встретиться с его сотрудником и открыто обсудить претензии друг к другу. Напряженность сняли, но перегретые амбиции остались. В итоге сотрудник перешел в другое подразделение компании, а потом и вовсе нас покинул.
Игорь Амоскин

Поставьте 👍, если считаете, что жаловаться вышестоящему надо, если не удалось прийти к компромиссу с прямым руководителем